Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Бактерии помогают медведям погружаться в спячку

09.02.2016

Исследователи обнаружили, что в микрофлоре кишечника бурых медведей происходят сезонные изменения, которые, очевидно, помогают организму хищника переключаться в состояние спячки. В частности, у 16 медведей в образцах помёта нашлись колонии бактерий, способствующих отложению жира летом и сжиганию его зимой. При пересадке в организм лабораторной мыши «летние» бактерии вызывали у последней значительно более быстрое накопление жира, чем «зимние». Отчёт об исследовании опубликован в журнале “Cell Reports”.

Ведущий автор исследования, профессор Фредрик Бэкхед из Гётеборгского университета (Швеция), сказал по этому поводу, что обнаружение сезонных изменений в кишечной микрофлоре не стало большим сюрпризом. Зато установить важность той роли, которую различные микробы играют в энергетическом обмене впадающего в спячку животного, удалось впервые.

– Мы знаем, что микробиота очень активно реагирует на то, какую пищу мы едим, – сообщил Бэкхед “BBC News”. – Таким образом, если медведи много едят летом и вовсе не едят зимой, то понятно, что микробиота должна изменяться. Что мы выяснили из нашего исследования, так это то, что альтернативный состав микробов изменяет и характер накопления жира в организме.

При этом Бэкхед уточнил, что работа его группы никак не поможет решению проблем с ожирением у человека:

– Не думаю, чтобы результаты этого исследования удалось прямо привязать к проблеме ожирения. Летняя микробиота сделала бы вас жирным, а зимняя сопротивляется инсулину. Но, возможно, с помощью летних бактерий мы сможем найти способ справиться с проблемой недоедания и помочь пациентам, страдающим анорексическими расстройствами, в том числе раковым больным.

Для сбора образцов помёта исследователи обратились за помощью к Проекту исследования скандинавского бурого медведя, участники которого специализируются на мониторинге медведей в дикой природе. Привлечение специалистов стало особенно необходимым, когда потребовалось разбудить спящего медведя и собрать у него образцы помёта для анализа.

– Они исследовали зимний лес, находили медвежьи берлоги и стреляли по медведям зарядами с транквилизаторами, чтобы собрать образцы, – рассказал Бэкхед. – Потом они надевали на медведей радиоошейники, чтобы убедиться, что звери снова залегли в спячку и не проснутся до весны.

Кроме того, ошейники играли важную роль и позднее – летом можно было найти в лесах тех же самых медведей и сравнить, как изменилась микрофлора пищеварительной системы у одних и тех же особей. При этом исследователи решили не только зафиксировать ожидавшиеся изменения видового состава бактерий (сезонные изменения аналогичного характера ранее уже обнаруживались у белок и хомяков), но также протестировать воздействие микрофлоры на стерильных мышей.

– Эти мыши родились и выросли в условиях изоляции, они никогда не имели дело ни с какими микроорганизмами, – пояснил профессор Бэкхед.

Поэтому, когда учёные поместили медвежьих микробов в организм мыши, они знали, что никаких других бактерий там нет.

– Оказалось, что летняя медвежья микробиота вызывает у мыши куда более сильное ожирение, чем зимняя, взятая от того же самого медведя, – сказал Бэкхед.

Удивительно, но мыши с летним набором бактерий оставались при этом «метаболически здоровыми», подобно самим медведям, жиреющим каждый год.

– Хотя у них увеличилась жировая масса, это не повлияло на их толерантность к глюкозе, – сказал Бэкхед.

Другими словами, инсулиновая система организма, регулирующая уровень сахара в крови и вызывающая диабет при неверной работе, по-прежнему действовала как следует.

Медвежья микрофлора, таким образом, представляется одной из причин, почему эти крупные хищники могут ежегодно становиться ещё крупнее и при этом не страдать от этого так, как пострадал бы человек, если бы, например, пожелал устроить себе многонедельное обжорство в зимние праздники.

Доисторическая эпоха Америки переписана костями мастодонта
Биологи засняли изготовление воронами инструментов в дикой природе
На выжженных землях Индонезии сажают масличные пальмы
Европе не удаётся справиться с нелегальными лесозаготовками на планете
С точки зрения эволюции кошки выживают лучше собак

Бывший сотрудник Ивановской администрации против строительства химкомбината
24.04.2017

Проект строительства химического завода в Ивановской области (Вычугский район) раскритиковали эксперты по экологии и экономике, а также бывшие сотрудники областной администрации. Планируемое производство полиэфирного волокна может стать нерентабельным вследствие отсутствия сбыта, а закупки продукции по госзаказу обременят бюджет. Что касается экологии, то представленная экспертиза не содержит параметров вредных выбросов.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.

Никиту Михалкова либералы уклеили ярлыкам
14.07.2017

Режиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков вновь стал обсуждаемой персоной в зарубежных СМИ. На Западе считают, что актер собрался стать новым президентом России.