Иммунитет современного человека укрепили гены неандертальцев

12.01.2016

Способности современного человека противостоять болезням мы можем быть обязаны нашим вымершим родственникам – неандертальцам и денисовцам. Согласно некоторым исследованиям, именно от наших древних кузенов были унаследованы некоторые ключевые гены, связанные с иммунной системой. Но межвидовое скрещивание могло иметь и негативные побочные эффекты, поскольку некоторые гены сделали нас более уязвимыми к аллергиям. Соответствующая статья была опубликована в “The American Journal of Human Genetics”.

Современные люди, вероятнее всего, происходят от маленькой человеческой популяции, вышедшей из Африки около 60 000 лет назад. По мере того, как африканские люди распространялись по миру, они вступали в контакт с другими древними людьми, обитавшими в Европе и в Западной Азии. Генетические данные свидетельствуют, что эти различные «племена» скрещивались между собой, и поэтому часть генома неандертальцев по-прежнему присутствует у ныне живущих людей.

В геноме современного населения Евразии наличествует от 1% до 6% генов, полученных от неандертальцев и денисовцев (ещё одного вымершего вида людей). Немецкие учёные проанализировали гены современных людей и наших древних родственников, чтобы обнаружить источник изменений в генетических чертежах нашей иммунной системы. Оказалось, что некоторые фрагменты ДНК неандертальцев играют ключевую роль в иммунной системе современных людей, программируя переднюю линию обороны против различных патогенов, в том числе бактерий, грибов и паразитов.

– Очевидно, в определённый исторический момент, около 10 000 лет назад, эти неандертальские гены могли давать преимущество в смысле борьбы с инфекциями или смертельными патогенами, – прокомментировал “BBC News” доктор Михаэль Даннеманн из лейпцигского Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка. – Возможно, они и сегодня дают это преимущество, но это трудно зафиксировать.

Доктор Даннеманн, соавтор одного из исследований, рассказал также, что неандертальское наследие может делать некоторых людей более уязвимыми к аллергиям – опять-таки из-за воздействия на иммунную систему – хотя для доказательства этого тезиса ещё необходимо провести дальнейшие лабораторные исследования.

Другая группа исследователей, представляющих Францию и США, независимо от первой группы сопоставляла генетические данные современных людей (взятые из проекта «1000 геномов») и древних. Эта группа пришла к похожему заключению – один из кластеров важных иммунных генов современного человека происходит от неандертальцев и денисовцев.

Доктор Льюис Кинтана-Мурси с кафедры человеческой эволюционной генетики парижского Института Пастера заявил, что результаты исследования оказались большой неожиданностью.

– Крайне удивительным было обнаружить, что этот участок генома так богат неандертальским наследием, поскольку он, похоже, биологически очень важен для борьбы против патогенов, – сказал он. – Возможно, нам следует поблагодарить неандертальцев, подаривших нашему врождённому иммунитету более широкие возможности в борьбе с патогенами.

Южноафриканский суд разрешил внутреннюю торговлю рогами носорога
Мясоедение ускорило эволюцию строения лица человека
Бездействие Японии способствует торговле слоновой костью
ЕС потратит семь миллионов евро на защиту оливковых плантаций
Пчёлы оказались зависимы от кофеина

«Яблоко» требует массовой проверки подмосковных свалок
25.04.2018

Представители партии потребовали проверить эксплуатацию на полигонах твердых бытовых отходов «Ядрово», «Шатурский», «Царево», «Храброво», «Торбеево», «Тимохово», «Талдомский», «Сабурово», «Павловский», «Непейно», «Малая Дубна», «Лесная», «Каргашино», «Егорьевский», «Долгопрудный», «Воловичи», «Астапово», «Алексинский карьер».

Воронежское водохранилище станет чище и более глубоким
23.04.2018

Работы по расчистке Воронежского водохранилища будут продолжены в текущем году. Подрядчик приступит к проведению мероприятий по реновации после нерестового периода в водоеме. Такие данные предоставила пресс-служба регионального департамента природных ресурсов и экологии.

Ученые предрекают вымирание крупных млекопитающих в ближайшие столетия
20.04.2018

Исчезновение крупных наземных млекопитающих началось в конце четвертичного периода и продолжается вплоть до настоящего момента. Такие выводы были сделаны американскими биологами и математиками. Они изучили данные о распространении и скорости вымирания больших млекопитающих на всех континентах за последние 125 тыс. лет. Результаты неутешительные: если такая тенденция будет продолжаться, всего через 200 лет самыми крупными сухопутными млекопитающими на Земле окажутся домашний скот.

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Биткоин преодолел отметку в $ 9 тысяч
25.04.2018

Накануне вечером самая популярная во всем мире криптовалюта биткоин начала подниматься в цене. Согласно данным торгов и комментариям аналитиков, монета достигла максимальной отметки с середины прошлого месяца на фоне налогового периода в США.

Использование биткоина в Иране запретили местные власти
23.04.2018

Во всех финансовых учреждениях и обменных пунктах Ирана введен запрет на работу с биткоином и другими криптовалютами. Эта информация следует из сообщения иранского Центробанка.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.