Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Вараны научились определять австралийских ядовитых жаб

12.01.2016

Учёные выработали радикальное решение проблемы вредного воздействия на австралийскую природу ядовитых жаб-ага, завезённых сюда из Латинской Америки. Биологи научили аргусовых варанов (известных в Австралии как гоанны) отказываться от поедания токсичных амфибий.

Исследователи добились этого, скармливая рептилиям маленьких молодых жаб, не столь ядовитых, как крупные экземпляры. Большинство ящеров, однажды попробовав такую жабу, больше никогда не повторяли эту ошибку. Биологи считают, что расширение масштабов эксперимента может помочь австралийской фауне. Отчёт об исследовании опубликован в журнале Лондонского королевского общества “Biology Letters”.

Джорджия Уорд-Фир из Сиднейского университета, возглавлявшая исследование, рассказала следующее:

– Мы были очень удивлены полученными результатами, равно как и длительностью времени, в течение которого некоторые вараны удерживали в памяти полученный опыт и выживали в местах, плотно заселённых агами – хотя последние представляют собой новое явление в дикой природе.

Аги были интродуцированы в природу Австралии в 1930-х годах, чтобы бороться с вредителями на сахарных плантациях. Однако затем жабы начали неконтролируемо распространяться по континенту, оказывая на местную фауну уничтожающее воздействие.

Среди наиболее пострадавших видов – аргусовы вараны (Varanus panoptes). По существующим оценкам, их численность сократилась на 90%. Когда жабы вторгаются в новый район, эти покрытые жёлтыми и чёрными пятнами рептилии пытаются ими кормиться – и район за районом вымирают.

– Жаба убивает гоанну менее чем за 30 секунд после того, как рептилия возьмёт жабу в рот, – сказала доктор Уорд-Фир. – Местные экосистемы изобиловали варанами, пока не началось вторжение аг; а теперь, по мере его расширения, захваченные пространства буквально зачищены от варанов.

В ходе экспериментов исследователи работали с варанами, проживающими там, куда жабы ещё не вторглись.

– Мы использовали телескопическую удочку, чтобы скармливать подвешенных на хлопковый пояс молодых жаб диким варанам, – объяснила Уорд-Фир. – То есть мы очень скрытно приближались к ящерам и выдвигали удочку с амфибией.

Поедание молодых аг заставляло варанов болеть, но они были недостаточно токсичны, чтобы причинить ящерам серьёзный вред.

В дальнейшем, по мере прибытия жаб в этот район, учёные следили за гоаннами с помощью радиопередатчиков. Многие из 16 варанов, которым довелось попробовать агу, уже не совершали эту ошибку – и больше половины рептилий выжило в занятых жабами местах в течение 18 месяцев, пока длилось наблюдение. Одновременно команда исследователей наблюдала за 31 «неподготовленным» ящером, не имевшим раньше дела с агами.

– Мы увидели, что гоанны, не набравшиеся печального опыта с мелкими жабами, очень быстро погибли. Все они умерли в течение трёх месяцев после начала вторжения жаб в тот район. Таким образом, к концу исследования в живых остались только подготовленные вараны.

Учёные считают, что исследование выявило способность варанов к обучению и к удержанию в памяти полученных знаний в течение длительного периода времени.

– Исследование доказало, что предложенная нами стратегия в принципе может быть очень эффективной, – сказала Уорд-Фир. – Применение её в дикой природе действительно оказало на популяцию гоанны большое положительное влияние.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
Люди начали разводить пчёл ещё в неолите
Суматранский носорог опасно близок к вымиранию
Количество деревьев на Земле превышает три триллиона
В глубине океана найдены теплокровные рыбы

Бывший сотрудник Ивановской администрации против строительства химкомбината
24.04.2017

Проект строительства химического завода в Ивановской области (Вычугский район) раскритиковали эксперты по экологии и экономике, а также бывшие сотрудники областной администрации. Планируемое производство полиэфирного волокна может стать нерентабельным вследствие отсутствия сбыта, а закупки продукции по госзаказу обременят бюджет. Что касается экологии, то представленная экспертиза не содержит параметров вредных выбросов.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.

Никиту Михалкова либералы уклеили ярлыкам
14.07.2017

Режиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков вновь стал обсуждаемой персоной в зарубежных СМИ. На Западе считают, что актер собрался стать новым президентом России.