Приручение собак могло состояться ещё в верхнем палеолите

27.05.2015

Генетическое исследование, предпринятое шведскими учёными во главе с доктором Лавом Даленом из Шведского музея естественной истории, показывает, что собаки могли быть одомашнены намного раньше, чем считалось прежде – оказалось, что генетическая линия собак отделилась от волков 27 000 лет назад.

Открытие, отчёт о котором опубликован в журнале “Current Biology”, может объяснить глубокую связь между собаками и человеком. Оно поставило под сомнение точку зрения, согласно которой собака была приручена примерно 15 000 лет назад, когда люди постепенно превращались из охотников и собирателей в осёдлых крестьян.

– Одна версия предполагает, что волки начали следовать за человеком и постепенно одомашнились, – рассказал Дален “BBC News”. – Другая предполагает, что тогдашние люди ловили волчат и содержали их как домашних животных, что постепенно привело к одомашниванию диких волков. Если верна вторая, то тогда собака могла появиться ещё у охотников и собирателей, которые вели чисто кочевой образ жизни.

Питер Смит, директор отделения британского “Wildwood Trust” в Кенте и бывший биолог, специализировавшийся на природоохранных вопросах, сказал, что этот момент мог быть началом отношений между волками/собаками и людьми, которые развивались и крепли в течение многих тысячелетий.

– Исследование показывает, что между людьми и волками, ставшими нашими собаками, тысячелетиями существовала глубокая, даже очень глубокая связь, и именно по этой причине мы так любим собак, – прокомментировал Смит. – Они – часть нашей эволюции, приведшей нас в современное общество.

Дален и его группа провели анализ ДНК из маленькой волчьей кости, найденной на полуострове Таймыр на севере Сибири. Её возраст, по данным радиоуглеродного анализа, равнялся 35 000 лет. К удивлению учёных, оказалось, что исследуемое животное стояло на полпути между волком и собакой. Это означает, что отделение волков и собак друг от друга произошло несколькими тысячелетиями позже.

По словам Далена, либо к этому времени собаки оказались одомашнены, либо популяция разделилась на современных волков и дикого предка современных собак, который позднее вымер:

– Простейшее объяснение – считать, что собаки были приручены к моменту разделения видов.

Более ранние генетические исследования нескольких пород современных собак и волков показывали, что линии волков и собак разошлись в период от 10 000 до 15 000 лет назад. Останки животных, в которых можно было признать собаку, тоже начинают появляться при археологических раскопках в слоях возрастом около 15 000 лет, так что время приручения собаки считалось усвоенной истиной. Однако новое исследование следует признать более точным, поскольку за основу бралась ДНК древнего волка, а не современного.

– Кажется достаточно определённым, что разделение видов произошло около 30 000 лет назад, – сказал Дален.

Но некоторые исследователи настаивают, что это был лишь момент появления первых собак, а процесс их приручения был более сложным событием.

Группа во главе с доктором Грегером Ларсоном из Оксфордского университета работает над проектом, который посвящён изучению происхождения собак. Сейчас учёные занимаются сбором 4000 образцов черепов и зубов различных возрастов со всего мира. С помощью этого количества учёные собираются установить, как именно собака менялась с течением времени, в том числе путём генного анализа.

По словам Ларсона, археологические свидетельства относятся в основном к более поздним этапам собачьей эволюции по той причине, что в ранний период своего существования собаки, возможно, ещё не выглядели как те собаки, которых мы знаем в последнее время. Он считает процесс разделения видов настолько плавным, что даже запретил использование слов «волк» и «собака» в своей лаборатории.

– А начиналось всё, возможно, с естественно сложившейся ситуации, когда волки привыкали жить рядом с людьми и питаться отбросами человеческих сообществ и начинали эпизодически использоваться человеком, – рассказал Ларсон. – Изменения, которые мы теперь описываем как разделение волков и собак, могли не проявляться в облике животных в течение очень долгого времени – они проявлялись в поведении, а это трудно отследить.

Другая интересная находка шведских исследователей – установление ближайшего среди современных собак родственника изученного учёными таймырского волка. Это оказались сибирский хаски и гренландская ездовая собака.

Река в Норильске стала прозрачной так же неожиданно, как покраснела
Мадагаскарские лемуры могут научить людей входить в анабиоз
Популяция орангутанов больше, чем считалось прежде
Действующий Эль-Ниньо достиг своего пика
Учёные занялись сейсмологией слонов

18.04.2018

Биологам удалось улучшить фермент, способный «переваривать» пластик. Специалисты пришли к такому открытию в момент изучения микроба с аналогичной способностью, который был обнаружен на японской мусорной свалке. Исследование ученых опубликовали в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Власти Подмосковья борются за питьевую воду
16.04.2018

На всех бывших и действующих полигонах до 2026 появятся системы сбора и очистки фильтрата. Министерство экологии обещает, что в результате этого  произойдет значительное снижение отроты проблемы с чистой питьевой водой в Подмосковье.

За 90 лет в мировом океане в 1,5 раза выросло число аномально жарких дней
12.04.2018

Исследования климатологов показали, что частота, длительность и интенсивность периодов аномальной жары в мировом океане в течение века ощутимо возросли. Ученые уверены, что такой рост связан с глобальным изменением климата. Кроме того, они считают, что это пагубно скажется на состоянии морских экосистем. Статья с такими данными появилась в Nature Communications.

Специалисты из Голландии взялись за проблему свалки под Волоколамском
09.04.2018

Полигон «Ядрово» ускоренными темпами подготавливают к дегазации. Чтобы оценить соответствие работ плану и готовность самой системы к монтажу, туда прибыли с проверкой специалисты из Голландии.

Иванов предлагает продвигать российские бумажные пакеты в сетевые магазины
06.04.2018

По мнению специального представителя РФ, этот шаг обернется большим прогрессом в решении экологических задач.

Ученые сравнили песни полярных китов с джазом
04.04.2018

Гренландские киты давно поражают океанографов разнообразием своих песен, поэтому эксперты решили провести такое исследование. В ходе трехлетнего исследования, результаты которого напечатаны в журнале Biology Letters, было изучено 184 песни китов из шпицбергенской популяции.

"Михайлов и Партнеры" расписались в двурушничестве
07.03.2018

Социальная и политическая составляющая работы агентства "Михайлов и партнеры" вызвала у ряда экспертов подозрение в его работе на интересы США.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.