Новости Статьи Блоги Архив   NUUS в Facebook  NUUS в Twitter  RSS

Приручение собак могло состояться ещё в верхнем палеолите

27.05.2015

Генетическое исследование, предпринятое шведскими учёными во главе с доктором Лавом Даленом из Шведского музея естественной истории, показывает, что собаки могли быть одомашнены намного раньше, чем считалось прежде – оказалось, что генетическая линия собак отделилась от волков 27 000 лет назад.

Открытие, отчёт о котором опубликован в журнале “Current Biology”, может объяснить глубокую связь между собаками и человеком. Оно поставило под сомнение точку зрения, согласно которой собака была приручена примерно 15 000 лет назад, когда люди постепенно превращались из охотников и собирателей в осёдлых крестьян.

– Одна версия предполагает, что волки начали следовать за человеком и постепенно одомашнились, – рассказал Дален “BBC News”. – Другая предполагает, что тогдашние люди ловили волчат и содержали их как домашних животных, что постепенно привело к одомашниванию диких волков. Если верна вторая, то тогда собака могла появиться ещё у охотников и собирателей, которые вели чисто кочевой образ жизни.

Питер Смит, директор отделения британского “Wildwood Trust” в Кенте и бывший биолог, специализировавшийся на природоохранных вопросах, сказал, что этот момент мог быть началом отношений между волками/собаками и людьми, которые развивались и крепли в течение многих тысячелетий.

– Исследование показывает, что между людьми и волками, ставшими нашими собаками, тысячелетиями существовала глубокая, даже очень глубокая связь, и именно по этой причине мы так любим собак, – прокомментировал Смит. – Они – часть нашей эволюции, приведшей нас в современное общество.

Дален и его группа провели анализ ДНК из маленькой волчьей кости, найденной на полуострове Таймыр на севере Сибири. Её возраст, по данным радиоуглеродного анализа, равнялся 35 000 лет. К удивлению учёных, оказалось, что исследуемое животное стояло на полпути между волком и собакой. Это означает, что отделение волков и собак друг от друга произошло несколькими тысячелетиями позже.

По словам Далена, либо к этому времени собаки оказались одомашнены, либо популяция разделилась на современных волков и дикого предка современных собак, который позднее вымер:

– Простейшее объяснение – считать, что собаки были приручены к моменту разделения видов.

Более ранние генетические исследования нескольких пород современных собак и волков показывали, что линии волков и собак разошлись в период от 10 000 до 15 000 лет назад. Останки животных, в которых можно было признать собаку, тоже начинают появляться при археологических раскопках в слоях возрастом около 15 000 лет, так что время приручения собаки считалось усвоенной истиной. Однако новое исследование следует признать более точным, поскольку за основу бралась ДНК древнего волка, а не современного.

– Кажется достаточно определённым, что разделение видов произошло около 30 000 лет назад, – сказал Дален.

Но некоторые исследователи настаивают, что это был лишь момент появления первых собак, а процесс их приручения был более сложным событием.

Группа во главе с доктором Грегером Ларсоном из Оксфордского университета работает над проектом, который посвящён изучению происхождения собак. Сейчас учёные занимаются сбором 4000 образцов черепов и зубов различных возрастов со всего мира. С помощью этого количества учёные собираются установить, как именно собака менялась с течением времени, в том числе путём генного анализа.

По словам Ларсона, археологические свидетельства относятся в основном к более поздним этапам собачьей эволюции по той причине, что в ранний период своего существования собаки, возможно, ещё не выглядели как те собаки, которых мы знаем в последнее время. Он считает процесс разделения видов настолько плавным, что даже запретил использование слов «волк» и «собака» в своей лаборатории.

– А начиналось всё, возможно, с естественно сложившейся ситуации, когда волки привыкали жить рядом с людьми и питаться отбросами человеческих сообществ и начинали эпизодически использоваться человеком, – рассказал Ларсон. – Изменения, которые мы теперь описываем как разделение волков и собак, могли не проявляться в облике животных в течение очень долгого времени – они проявлялись в поведении, а это трудно отследить.

Другая интересная находка шведских исследователей – установление ближайшего среди современных собак родственника изученного учёными таймырского волка. Это оказались сибирский хаски и гренландская ездовая собака.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
Учёные подсчитали количество известных растений
Птицы пережили динозавров благодаря клювам
Суматранский носорог опасно близок к вымиранию
Обама раскрывает детали плана «Чистая энергетика»

Бывший сотрудник Ивановской администрации против строительства химкомбината
24.04.2017

Проект строительства химического завода в Ивановской области (Вычугский район) раскритиковали эксперты по экологии и экономике, а также бывшие сотрудники областной администрации. Планируемое производство полиэфирного волокна может стать нерентабельным вследствие отсутствия сбыта, а закупки продукции по госзаказу обременят бюджет. Что касается экологии, то представленная экспертиза не содержит параметров вредных выбросов.

В Новосибирске создана вакцина, спасающая животных от рака
28.11.2016

Ученые разработали ветеринарный препарат для лечения рака молочной железы.

Гибридный кот из лаборатории спасет от вымирания своих диких сородичей
16.11.2016

Ученым из Новосибирска сообща с группой специалистов московского Института экологии и эволюции имени Северцова удалось получить гибридный эмбрион дальневосточного лесного кота и домашней кошки.

Радиоактивная Гренландия
14.11.2016

Бывшая военная база США под материковым льдом продолжает хранить огромное количество ядовитых веществ и радиоактивных отходов.

Гориллы в Конго стали жертвами гражданской войны
02.11.2016

Из-за боевых действий популяция горилл Грауэра на территории Конго сократилась на 77% всего за одно поколение жизни этих приматов.

На берегу очень красной реки... "Норникель" окрасил воды Далдыкана
31.10.2016

Глас пострадавшей природы вопиет к небесам в буквальном смысле: окрасившиеся в красный цвет воды реки Далдыкан в Красноярском крае видны даже из космоса, причем не первый год.

Россия, США и Новая Зеландия готовы создать антарктический заповедник
28.10.2016

Договоренность о совместной работе по сохранению морских обитателей Антарктики наконец достигнута.

Транспорт неизбежно должен "поумнеть"
29.09.2016

Транспортная отрасль нашей страны испытывает немало трудностей. Высокие тарифы на перевозки, сложные маршруты, не идеальная логистика и минимальный контроль. Участники прошедшего в Москве форума «Интеллектуальные транспортные системы России» предложили сделать ставку на будущее – умный транспорт.

Достоянием общественности стала попытка Константина Пономарева подкупить следствие
22.09.2017

Известный предприниматель Константин Пономарев недавно добавил новых, криминальных красок в свой уже сложившийся в общественном сознании скандальный образ. Проведенное недавно журналистское расследование убедительно доказывает, что бизнесмен использует не самые законные способы решения своих бизнес-проблем.

Алмазбек Атамбаев предложит Владимиру Путину свой про-американский выбор
14.09.2017

14 сентября президент РФ Владимир Путин обсудил с главой Киргизии Алмазбеком Атамбаевым назначенные в Республике на 15 октября президентские выборы.

Никиту Михалкова либералы уклеили ярлыкам
14.07.2017

Режиссер, сценарист и продюсер Никита Михалков вновь стал обсуждаемой персоной в зарубежных СМИ. На Западе считают, что актер собрался стать новым президентом России.